Страницы меню навигации

«БИП-Институт правоведения»

Частное учреждение образования

История возникновения проекта

живое правоКак и многие хорошие идеи, мысль об организации клиники преподавания права возникла у молодых людей. Трое студентов-юристов из Джорджтаунского университета, включая Эдварда О’Брайена, организовали курс под названием «Street Law» (дословно — «Уличное право»), в рамках которого они преподавали основы права в обычных, непривилегированных городских школах. Термин «Street Law» в США обозначает практическое право в повседневной жизни обыкновенных людей («людей улицы»). Их цель заключалась в создании практического правового курса с информацией о том, как можно избежать юридических проблем и что делать, если такие проблемы возникли.

В 2000 году клиники преподавания нрава (клиники типа «Street Law») работали при 38 юридических факультетах в США и при более чем 20 юридических вузах в других странах, включая многие государств  Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В настоящее время клиники преподавания права работают при юридических вузах России, Польши, Болгарии, Венгрии, Литвы,  Латвии, Казахстана,  Украины, Албании и Беларуси. В некоторых случаях термин «Street Law» для обозначения программы клиники преподавания права переводили как «Мы и Право» (Киргизия). «Живое право» (Санкт- Петербург, Россия; Минск, Беларусь), «Практическое право» (Пермь, Россия), «Право на каждый день» (Варшава. Польша).

Основной упор в учебной программе клиник делается на применение интерактивных методов. В этом понимании чтение лекций сводится к минимуму. Вместо этого используются методы преподавания, способствующие активному участию в дискуссиях, дебатах, имитациях, учебном суде, и других мероприятиях с целью лучшего освоения академического материала и развития навыков преподавания. Эти методы преподавания не только привлекательные, но и очень демократичные по характеру, позволяющие лучше понимать право и законы посредством организованных мероприятий. Участвующие в таких мероприятиях приобретают такие навыки как умение защитить свою позицию по делу, умение делать понятные и краткие презентации, критическое мышление и умение решить свои проблемы.

«Классическая модель» клиники преподавания права при юридическом вузе имеет следующие характеристики:

  1. юридический вуз является спонсором данной программы;
  2. студенты-юристы получают зачет или плату за свое участие, или участвуют в программе на добровольной основе без вознаграждения;
  3. студенты-юристы готовятся преподавать курс практического права слушателям, которые не претендуют на овладение профессией юриста;
  4. студенты-юристы работают с различными категориями населения, например в старших классах школ, в тюрьмах, в ночлежках для бездомных и в других учреждениях, где можно встретиться с теми слоями населения, которым могут пригодиться знания в области права;
  5. к занятиям по праву привлекаются приглашенные  специалисты, обладающие специальными знаниями,  такие как практикующие юристы или представители милиции.

Другие молодежные программы и проекты