Страницы меню навигации

"БИП - Институт правоведения"

Частное учреждение образования

Публичное выступление – это просто!

 

Адрес: 

ул. Замковая, 33, каб. 46

Телефон: 8 (017) 211-27-22

Педагог-психолог:

Луговская Алеся Александровна, +375 (29) 601-51-08

e-mail: psiholog_bip@tut.by

Педагог социальный:

Сокол Людмила Анатольевна, +375 (29) 705-33-48

Кафедра психологии: 8 (017) 211-27-07

Публичное выступление – это просто!

Публичное выступление — это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению  и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и ответ на вопрос преподавателя на занятиях, и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. Выступление на публике — это возможность наиболее выгодно подать себя  и возможность оттачивать навык самопрезентации.

Умение выступать публично, умение привлечь к себе и своему выступлению внимание аудитории — это великое искусство, которое подвластно далеко не каждому. О том, как вести себя во время публичного выступления и пойдет речь в нашей статье.

  1. Первое впечатление является весьма существенным. Не забудьте привет­ливо улыбнуться аудитории и поблагодарить человека, который вас пред­ставит, обращаясь к нему, если это уместно, по имени. Попробуйте рас­сказать какую-нибудь забавную историю, которая выгодно характеризу­ет этого человека, нечто вроде того, как ему блестяще удалось решить возникшую в последний момент проблему.
  2. С уважением относитесь к своим слушателям.
  3. Визуальный контакт. Когда вы обращаетесь к слушателям, лучше смот­реть им в глаза, но не стоит бояться смотреть в сторону. Если вы знаете, с какой стороны ваш профиль смотрится выгоднее, старайтесь, когда будете смотреть вдаль, поворачиваться к аудитории именно этим боком.
  4. Не бойтесь жестикулировать. Конечно, не стоит махать руками, подобно мельнице, но используйте свое тело и голос, чтобы донести информа­цию до слушателей. Жестикуляция также помогает не вцепляться в ка­федру с такой силой, что белеют косточки пальцев. Постарайтесь, однако, не делать резких и навязчивых движений: не дер­гайтесь, не раскачивайтесь и не «играйте» с посторонними предметами (например, авторучкой).
  5. Улыбка внушает доверие. Не стоит приклеивать к лицу постоянную глу­поватую улыбку, но старайтесь улыбаться, когда это позволяет ситуация.
  6. Огласите аудитории тему вашего выступления, потом скажите ей это еще раз, а затем повторите то, о чем вы ей только что рассказали!
  7. Меняйте темп, скорость и качество подачи материала. Ускоряйте или за­медляйте речь, чтобы подчеркнуть какой-то момент и привлечь к нему внимание слушателей. Меняйте также тембр голоса: для подчеркивания говорите более низким голосом, а шутки произносите более легким тоном.
  8. Если вы пользуетесь заметками, не перелистывайте их слишком явно, если, конечно, не хотите своими действиями рассмешить аудиторию.
  9. Избегайте «книжных» выражений.
  10. Не усложняйте! Чаще используйте примеры, иллюстрации, сравнения. Вне зависимости от осведомленности слушателей, никогда не повредит облегчить восприятие для любой аудитории. Материал должен быть сжатым, кратким, простым и конкретным.
  11. Делайте акцент на положительные моменты. Не стоит выглядеть мрач­ным пессимистом, даже если вы ведете речь о загрязнении планеты и гибели всего живого. Предлагайте слушателям конструктивные дей­ствия, а не деструктивный пессимизм.
  12. Постарайтесь, насколько это возможно, предугадать вопросы, которые могут возникнуть у слушателей. Например, если вы рассказываете о сво­ем пешем походе в Гималаи, будьте готовы ответить на вопросы о вашей обуви. Еще лучше принести с собой ту пару обуви, в которой вы прошли полпути на Эверест, и продемонстрировать ее аудитории. Привлечение внимания с помощью визуальных средств дает некоторую передышку слушателям, возможно, уже слегка утомленным постоянным звучанием вашего голоса.
  13. Немедленно реагируйте на замечания из зала, с которыми вы не соглас­ны, или на те, что уводят в сторону от темы беседы. Вежливо их отвер­гайте, объясняя, по какой причине это делаете, а затем решительно воз­вращайте разговор в русло прежней темы.
  14. Скажите несколько добрых слов по поводу ваших коллег, вашей орга­низации, следующей книги, которую вы пишете, или следующего альбо­ма, который вы записываете, или еще что-либо в этом роде.
  15. Ваша речь должна содержать элементы юмора. Вам не обязательно ве­селить слушателей смешными историями — просто сами попытайтесь с юмором взглянуть на предмет вашей беседы, а аудитория с удовольстви­ем это поддержит.
  16. Контролируйте аудиторию. Следите за признаками скуки, или за жела­нием слушателей задать вопросы. Если кто-то начинает зевать, заметьте с напускным сожалением: «Я, конечно, не хотел до такой степени уто­мить присутствующих, однако…». Если кто-то из слушателей начнет громко перешептываться между собой, поинтересуйтесь, не хотят ли они задать вопрос,— обычно этот прием моментально помогает утихоми­рить излишне разговорчивых!
  17. И, наконец, излучайте энтузиазм! Если вам действительно интересно то, о чем вы рассказываете, ваш энтузиазм непременно передастся аудито­рии. Даже если слушатели не очень-то интересуются темой лекции, ваше удовольствие от предмета и его доскональное знание не дадут им возможности соскучиться.